Previous Entry В избранное Поделиться Next Entry
Anger. Гнев, ярость, злость
lgbt
svollga
В западной риторике вокруг дискриминации и привилегии есть такое понятие, как anger. Переводится на русский в зависимости от контекста как гнев, ярость, злость, раздражение, жгучая боль.
Понятие это четко выражет одно из состояний, которое вызвает дискриминация у ее объектов - когда ты чувствуешь, что тебя систематически не считают за человека, или считают, но только за человека второго сорта, когда тебе каждый день нужно доказывать свое право на то, что другим достается просто так, когда приходиться постоянно быть готовым к опасности только потому, что ты тот, кто ты есть... как тут не злиться? Не преисполняться гнева и ярости?
Я не видела, чтобы в русской риторике это понятие использовалось, и тем более - использовалось успешно. Если человек проявляет ярость, гнев и злость по поводу той несправедливости, с которой сталкивается, его стремятся осадить - мол, нечего истерить и психовать, говори нормально и вежливо, объясняй рационально, не дави на эмоции... Это, кстати, тоже системное проявление дискриминации и привилегии: от дискриминируемой группы ожидают рационального поведения, постоянного объяснения привилегированной группе, почему они не верблюды, вежливости и прочих танцев вокруг привилегированной группы. При этом привилегированной группе прощаются даже самые очевидно эмоциональные, иррациональные и агрессивные выходки.
Я знаю эту особенность русского восприятия риторики, и поэтому стараюсь пригашивать эмоции, говорить рационально и логично, подбирать аргументы, не давить на эмоции... Конечно, определенную роль в этом играет и то, что я по характеру неконфликтный человек, и испытывать бурные эмоции, а тем более выражать их, мне неприятно. Я стремлюсь быть вежливой со всеми, даже с очевидными агрессивными хомячками, потому что для меня это естественное и комфортное поведение. Но иногда я тоже не выдерживаю.

Сегодня одна девушка написала мне в комментариях к посту про ЛГБТ в другом блоге:
Все это - их ответ на вашу (тут уж не скажу "нашу", в этом вопросе я не с вами) агрессию. Вы начали первыми. А они защищаются, и стоит сказать спасибо, что мирно, без репрессий. Из-за ваших "активизмов" приходится бояться их реакции. Вы ходите на парады, а бить будут меня, и добро бы меня! Мою любимую, не дай Бог... Вы делаете зло для нас. Вы настраиваете большинство против нас. Большинство уже не раз переехало нас, может, хватит? Давайте договоримся с ними? Давайте примем их доводы и перестанем смотреть только на то, что хотим мы? Почему мы отказываем им в праве быть свободными людьми? Почему их большинство должно гнуться под нас?

Меня злит, очень злит, до того самого anger, позиция "они большинство, и нам надо прогнуться и быть вежливыми и просить, чтобы нас посчитали за людей".
Вы знаете, я написала вам большой ответ, но в итоге его стерла, потому что меня от вас немножко тошнит. Вот за этот пассаж:
Вы начали первыми. А они защищаются, и стоит сказать спасибо, что мирно, без репрессий. ... Большинство уже не раз переехало нас, может, хватит? Давайте договоримся с ними? Давайте приймем их доводы и перестанем смотреть только на то, что хотим мы? Почему мы отказываем им в праве быть свободными людьми? Почему их большинство должно гнуться под нас?

Я не хочу, чтобы большинство прогибалось. Я хочу, чтобы это самое большинство поняло, что я тоже человек, независимо от того, с кем я живу в настоящий момент - с мальчиком или с девочкой. Так же, как я хочу, чтобы русские хорошо знали, что я человек независимо от наличия еврейской крови. Так же, как я хочу, чтобы белые/славяне знали, что люди остаются людьми даже с монгольскими глазами или черной кожей. И да, меня бесит, что мне приходится доказывать, что я человек. Даже не гомофобам с Болотной площади - своим знакомым, хорошим, уважаемым, умным и милым людям, которые говорят, что "это ненормально", а потом делают круглые глаза и неловко улыбаются. Институтскому православному приятелю, который при виде темы моей курсовой разражается тирадой о "засилье пидарасов, которых всех мочить надо". Хорошему в остальном психотерапевту, который говорит на сеансе, что "такие люди обычно очень несчастны".

Хотите прогибаться под большинство и сидеть тихо в уголочке? Сидите. Возможно, оно погладит вас по головке.

Угу, давайте согласимся с тем, что любой житель многоквартирного дома имеет право перекрыть въезд во двор блоками, - ведь у большинства нет машин и их раздражают автомобили, выхлопные газы и загроможденные дворы...

А почему нет? В Швейцарии вообще по референдуму хотели в Женеве автомобили запретить. Проблема в том, что в отличие от ориентации склонность к вождению автомобиля не является врождённой, и относительно легко излечивается.

аж перепостила, настолько все верно написано.

необыкновенно точно! спасибо за формулировку.

Забыла сразу написать, какой это хороший пост. Схожая тема в феминистской статье 70-х годов:

http://sadcrixivan.livejournal.com/82778.html

Помню один мой знакомый возмущался речью британской активистки, которую он услышал на конференции. Она говорила о многом, в том числе правах женщин и рассказывала про свое собственное изнасилование. При детальном рассмотрении оказалось, что он был согласен с тем, что она говорила, но считал, что она выглядела "очень злой" ("даже трясла кулаком"), а "это неправильно".

Спасибо! И за ссылку отдельно.
Да-да, конечно, неправильно. Меня вот в подростковом возрасте учили, что "нужно быть со всеми приятной". Хехе.
Конечно, даже на западе выражение эмоций ограничивается, и часто некорректно ограничивается. Но есть такой контраст... что там можно использовать it made me so angry как аргумент, доказывающий, что то, что с тобой происходило, неправильно. А у нас - "сам/а виноват/а".

> Меня вот в подростковом возрасте учили, что "нужно быть со всеми приятной". Хехе.

И в результате ты долго не решалась объяснить неприятному человеку (это я про себя), что он тебе неприятен. А я не могла понять, в чем дело.

Будем честными.

А по существу написанного - ты молодец. Подпишусь. Особенно под последней фразой.

Спасибо. Очень правильно. Полностью согласна.

да, вы совершенно правы. непонятно, почему люди боятся показывать злость или гнев, считая, что это их исключительно негативно характеризует.

у меня много проблем было именно с русскоязычными знакомыми или в русскоязычных дискуссиях, когда я экс супруга назвала мудаком (сорри за ругань). это было, видимо, непереносимо слышать. тут же высказывались сентенции, что такие вещи скрывают, это неэтично, это некрасиво. причем даже отлично зная, что чел действительно был мудак, они уговаривали сдержаться и быть "по женски мудрой".

когда же английские подружки, еще даже не зная других "красивых" подробностей, просто спросили о разводе и услышали, что экс супруг не помогает материально своему ребенку, а напротив навешал на нас свои долги и выгнал нас из дома, они тут же воскликнули: факинг бастард!

и ни капли сомнения не было: красиво это или некрасиво. нужно ли быть доброжелательным и сдержанным или нет. они просто показывают свой гнев, если они его чувствуют. и это правильно!

Да-да, именно.
И то, что происходящее вызывает у тебя злость, расценивается как признак неправильности происходящего, а не тебя.

я на вас ссылку дала у себя в жж. надеюсь, вы не против. если против, я уберу - вы только скажите

спасибо, какой пример классный. (лучше бы, правда, не было в жизни таких примеров :( но раз уж они есть, что делаешь, остается только использовать.)

очень классное противопоставление - очень жизненное, и, в общем-то, мало зависящее от личностей тех, с кем Вы говорили. (зависящее слегка от социальной группы, впрочем; но тем не менее)

Очень интересный пост, спасибо! Много думала. Мне кажется, тут, как минимум, два аспекта. Первый - это "право на гнев". И я вас стопроцентно поддерживаю в том, что право на гнев есть у любого угнетаемого меньшинства.

Другое дело - это эффективность стратегии гнева. Часто это всего лишь насилие, порождающее новую агрессию и насилие, а не способствующее принятию меньшинства большинством. То есть в итоге не отвечающее вашим целям, заведомо проигрышное (так как меньшинства по определению меньше), плюс вызывающее кучу негативных эмоций.

Так что мне кажется, что гнев нужно выплеснуть в сторону (вот, в пост, например :)), а потом объяснять рационально, мягко, но упорно настаивать на своих правах и вести просветительскую работу - это не "прогиб". Это эффективное поведение.

Да, наверное, можно поделить на две мысли.
Проблема в том, что (особенно в России) угнетаемой группе запрещается *испытывать* гнев. Как и другие сильные негативные эмоции. Если ты злишься, считается, что проблема не в ситуации, а в тебе. (В западной риторике ссылка на испытанный гнев является аргументом, доказывающим проблематичность *ситуации*.)
И уж тем более проявлять чувства нельзя. Даже в принятых для этого специальных цивилизованных формах типа демонстраций и митингов. Вообще проявление гнева почему-то сразу дискредитирует говорящего, даже если у него есть на то все причины, потому что ему всю жизнь прыгают по хвосту.

Наверно, меня просто так еще ни разу не доводили...

мне кажется, что негласный, а некоторых случаях и вполне себе заявленный, запрет на гнев есть поскольку гнев, ярость и вообще любые сильные эмоции воспринимаются как не подчинение, как риск бунта. посему пытаются задавить чувства "нормами, этикетом и правилами".
поэтому агрессивного, гневящегося, даже, если у него есть 1000 и один повод, воспримут, как угрозу, и, соответственно, отвергнут. именно из-за этого рефлекторного страшка эмоциональных людей принято дискредитировать. поэтому я тоже считаю, что гнев гневом, а в споре или обсуждении нужна логика, лаконичность и сдержанность.

(особенно в России) угнетаемой группе запрещается *исп

labota

2011-01-11 11:37 (UTC)

не только в России...

Об этом же пишет и Мария Свеланд в своей Bitter Bitch (так что вы не одиноки, она вообще шведка, а Швеция считается раем феминизма):

"Эта нудная мелодия про то, что их не исправить, этих мужчин, а женщины, напевая ее, продолжают сами готовить еду, и делать уборку, и сами отводят и забирают детей из садика. Это слезливое стенание, под которым, возможно, и скрывается истинная боль, – оно пронизывает собой все, и на нем вырастают раковые клетки. Но этому нытью никогда не суждено перерасти в настоящую ярость и у него никогда не хватит сил что-нибудь по-настоящему изменить. Это нытье – всего лишь клапан, который всегда полуоткрыт и через который вытекает женская жизнь, женский интеллект, пока все ее силы и энергия кладутся на алтарь обслуживания мужчины."

Отсюда: http://wp.me/PCYwp-g5

несколько не очень связанных вещей хочу сказать, поэтому перед номерами. перед тем, как это делать - пост Вы очень хорошо написали, это я не ругаюсь, а наоборот :)

1. у меня есть чувство, что по-настоящему четко anger используется скорее внутри соответствующих сообществ. ну а если используется снаружи, то иногда как "цитата", а иногда как раз вполне себе как указание "что это вы тут истерите".

если я прав, то разница не столько в общем употреблении, сколько в наличии сообщества, внутри которого этот термин, и соответствующие реакции, были бы проработаны. с таким сообществом у нас пока не очень.
второе - это влияние этого сообщества на общество в целом. в тех же штатах это влияние проходит через академию, где профессионалы, имеющие отношение к подобным вопросам (в отличие от, скажем, физиков, которые могут быть какими угодно, понятно), хорошо подкованы, а не просто транслируют точку зрения привилегированной группы.

если эта оценка ситуации правильная, то с одной стороны, это немного грустно. но с другой, как раз внушает надежду: создать узкую группу "экспертов", потихоньку влияющую на общество в более справедливую сторону, куда проще, чем сразу изменить мышление общества в целом. ну, если, конечно, не учитывать такие радикальные меры, как устроить революции, всех мужчин посадить в клетки, и т.п. :)

2. в Вашем конкретном примере - я понимаю, что сдержаться бывает очень сложно. но мне кажется, надо хотя бы головой понимать, что обвинение жертвы, принимающей сторону победителей - это не самая честная стратегия.

эта женщина говорит очень плохие вещи. но она их говорит, и верит в них, потому что ей очень плохо и незащищенно. это не значит, естественно, что с ней стоит соглашаться. но ее скорее нужно жалеть, чем на нее злиться.

простите за нравоучительный тон - я не хочу сказать, что я чем-то лучше, и т.п., совсем нет.

Точно сказано, спасибо.
Если не возражаете, ссылку дам.

спасибо за Ваш пост.
да данное понятие как будь-то "не для русского менталитета". сказывается долгое подавление ("Барин приедет - барин нас рассудит", "не гневай Бога", мама не велела" и т.п.) и, как обратная сторона, неверие в собстевенную силу и возможность что-то изменить. тот единичный исторический опыт, имевший место в России, так ведь и не принес ожидаемого, а принес насилие, утрату личности, многолетние политические репрессии, голод и много другой "красоты". так что позиция "сидет тихо" (а в православном контексте ещи и "смиренно") очень даже пнятна. но она изменения не принесет. и такая вот позиция вызывает у меня в свою очередь anger.
хорошо, если anger является маркером, отмечающем некую проблему, а потом выступит объединяющим признаком, вокруг которого сплачивается группа людей, сталкивающаяся с этой проблемой. вот тогда можно этот гнев четко выразить, канализировать и использовать затем разнообразные формы решения данной поблемой. но для этого, я считаю Вы правы - человек сперва должен иметь право на эмоции, какими бы они ни были. и жаль, что так было одно время (вспомните русский рок), и что оно теперь вновь как будь-то утрачено...
(я тоже перепостила Ваш пост.)

очень верно подмечено про русский характер "говорить по-тише" при слабых позициях, даже когда имеешь полное право говорить "громко"

не надо прогибаться под большинство, растопчут. сам себя уважать не будешь

одно но:
вот на днях активисты лгбт проявили новую инициативу - хотят использовать 282 статью ук против гомофобов. мне кажется, что они в этом случае несколько злоупотребляют человеческим правом на гнев. подробнее тут http://community.livejournal.com/dpn_eburg/228181.html

Перепостила ваш материал у себя на http://feminisnts.ru/
Хотелось бы видеть вас нашим автором. Как вы на это смотрите?

Вы читаете svollga